Ранее мною была подробно рассмотрена тема возврата/обмена товара ненадлежащего качества, не являющегося технически сложным. В этой статье будет аналогично подробно и пошагово рассмотрен вопрос возврата/обмена технически сложного товара, т.к. имеются отличия как в правовом плане, так и в действиях сторон при заявлении соответствующего действия.
Для более полного понимания возможных действий в качестве примера приведем легковой автомобиль.
В целях четкого понимания процедур, условно разделим момент заявления требования о возврате в течение 15 дней с момента приобретения, если срок проявления неисправности превысил 15 дней, а также определим основные понятия:
– перечень технически сложных товаров определен в Постановлении Правительства РФ No 924 от 10.11.2011 г., перечень является закрытым.
– понятие непосредственно самого «существенного недостатка» содержится в преамбуле ФЗ ”ЗПП” – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В этом случае каких-либо кардинальных отличий от возврата обычного товара, не являющего технически сложным, нет. ФЗ “ЗПП” в ст.18 дает полный перечень прав, которыми может воспользоваться потребитель, но, как было установлено ранее (в предыдущей статье), необходимо выбрать только один вид защиты своих прав, т.е. заявить одно требование.
В отношении технически сложного товара Вы вправе потребовать возврат или обмен в течение 15 дней с момента приобретения (абзац 3 ст. 18 ФЗ “ЗПП”). К примеру, Вы приобрели автомобиль 2 мая 2020 года, срок начинает исчисляться с 3 мая 2020 г. и, соответственно, истекает 17 мая 2020 г.
Часто на практике недобросовестные продавцы манипулируют понятием технически сложного товара и отказывают в удовлетворении требования клиента, ссылаясь на то, что необходим именно существенный недостаток, что является неправомерным отказом. Такие утверждения можно признать незаконными по следующим основаниям: абзац 3 ст. 18 ФЗ ”ЗПП” дает четкое понятие того, что Вы имеете полное право заявить о возврате технически сложного товара либо его замене независимо от того, признается данный недостаток существенным или нет, достаточно лишь признака, что неисправность является производственной.
Дополнительно необходимо иметь в виду, что согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ No 17 от 28.06.2014 г. п. 38 указывает, что «потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона “ЗПП”, при условии, что такие требования были предъявлены в течение 15 дней со дня его передачи потребителю».
Исходя из совокупного смысла указанных статей, становится очевидно, что в течение 15 дней с момента приобретения технически сложной продукции, Вы вправе вернуть ее обратно при наличии любой неисправности. Признак существенности в данном случае не имеет никакого значения.
С момента предъявления соответствующего требования у продавца имеется ограниченный законом срок для удовлетворения Вашего заявления:
– 10 дней при заявлении о расторжении договора купли-продажи;
– 7 дней при заявлении о замене. В этом случае имеются законодательные «оговорки», если необходимо проведение дополнительных проверок качества, время увеличивается до 20 дней и, в случае, если нет аналогичного товара, то срок может быть увеличен до одного месяца.
Необходимость и обоснованность увеличения срока возлагается полностью на продавца, который, в свою очередь, обязан доказать реальную необходимость проведения дополнительных проверок качества либо необходимость доставки аналогичной позиции для замены.
В течение 15 дней можно заменить любой технически сложный товар, независимо от существенности недостатка
Если продавец игнорирует заявленные требования либо отказывает в удовлетворении, то Вам целесообразно обратиться в суд для защиты нарушенных прав. Согласно ФЗ ”ЗПП” подсудность определяется выбором истца (потребителя). Вы можете подать в суд по месту своего жительства, по месту нахождения продавца либо по месту исполнения договора. Если в Вашем договоре купли-продажи определена подсудность, то данный пункт договора никак не влияет на выбор, т.к. выбор подсудности закреплен законодательно (п. 26 Постановление Пленума Верховного суда РФ No 17 от 28.06.2014 г.).
Довольно часто сервисные центры продавцов специально всячески пытаются затягивать время, чтобы истек 15-дневный срок, но нельзя допускать подобное затягивание. Лучше всего вести общение путем переписки и все претензии (заявления) отправлять заказным письмом (можно с описью вложения), т.к. это единственное доказательство, которое подтвердит факт заявленных Вами требований (если продавец находится в другом городе). Если продавец находится в одном городе с Вами, необходимо вручить претензию в 2-х экземплярах. На втором экземпляре необходимо, чтобы проставили отметку о принятии с указанием должности, подписи, расшифровки подписи, даты и печати организации.
В моей практике своевременное направление претензии помогло расторгнуть договор купли-продажи с продавцом, который всячески затягивал удовлетворение требования. Суд принял во внимание все наши доказательства и требования истца были удовлетворены (Металлургический суд г. Челябинска, дело No 2-1699/2019).
Если недостаток проявился по истечении 15 дней с момента покупки.
Если Вы обнаружили неисправность по истечении 15 дней с момента приобретения, то возврат или обмен возможен лишь в ограниченных случаях:
– обнаружение существенного недостатка;
– нарушение установленных настоящим Законом сроков;
– невозможность использования товара в течение каждого гарантийного года в совокупности более, чем 30 дней, вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Признать недостаток существенным возможно лишь в судебном порядке, т.к. только суд может признать тот или иной недостаток существенным.
Рассмотрим подробнее.
В качестве примера был выбран легковой автомобиль. По истечение месяца эксплуатации обнаружили, что с трудом включается одна из передач или включение сопровождается посторонними шумами. Сразу признать производственный брак существенным невозможно и, соответственно, Вы вправе заявить о безвозмездном устранении (ремонт по гарантии, если автомобиль новый). Продавец принимает автомобиль и производит гарантийный ремонт. По истечении определенного промежутка времени ремонтные работы окончены и Вам выдали автомобиль. Совместно с автомобилем Вам обязаны выдать техническую документацию с указанием что именно отремонтировано, если были замены какие-то узлы, то перечень узлов, деталей, дата приема и дата выдачи из ремонта.
Таким образом, продавец добровольно удовлетворил Ваше требование о безвозмездном устранении и нарушения прав не произошло.
Через месяц после ремонта у Вас снова происходит нарушение работы коробки передач. Как и ранее с трудом включается одна из передач либо включение, как и ранее, сопровождается шумами. В данном случае уже можно начинать вести речь о том, что автомобиль имеет существенный недостаток в виде нарушения работы коробки передач автомобиля. Основанием служит факт того, что данная неисправность уже устранялась и по истечении времени проявляется вновь. Это, так называемый, существенный недостаток по признаку повторяемости. Законодательно не установлено сколько раз должна проявиться неисправность после ее устранения, но судебная практика склоняется к тому, что достаточно и одного раза, что подтверждается Постановлением Пленума Верховного суда РФ No 17 от 28.06.2014 г. п. 13.
На практике бывают случаи, когда один и тот же узел автомобиля подвергается ремонтным воздействиям, но устраняются в нем различные неисправности, т.к. сложные узлы и агрегаты имеют множество механизмов. К примеру: нарушения работы двигателя могут быть связаны с нарушением работы датчика массового расхода воздуха, нарушение работы поршневой группы – ненадлежащая работа форсунок, неплотное прилегание клапанов и т.д. В общем смысле можно вести разговор, что неисправность работы двигателя повторяется, но по факту выходят из строя различные детали узла. Необходимо детально разбираться, что является причиной нарушения работы узла и возможно ли устранение.
На практике были моменты, когда клиенты злоупотребляли правами и подавали в суд, но им было отказано в удовлетворении иска в полном объеме, самый интересный из которых был рассмотрен Металлургическим районным судом (дело No 2-1508/2015).
По признаку существенности однозначно ответить «является недостаток существенным?» невозможно, т.к. необходимо учитывать достаточное количество факторов, в том числе и поведение самого продавца.
По признаку существенности можно отнести недостатки, на ремонт которых затрачивается свыше 45 дней (речь идет о календарных днях). Иными словами, если Вы сдали автомобиль в ремонт, а его ремонтируют свыше 45 дней, то в данном случае есть основания полагать, что автомобиль имеет существенный недостаток. Однако нарушение 45-дневного срока является самостоятельным основанием для расторжения договора купли-продажи.
Согласно ст. 20 ФЗ при заявлении требования о безвозмездном устранении, продавец обязан приступить к незамедлительному их устранению в кратчайшие сроки. Однако на практике не всегда происходит так, как обязывает закон. В целях подстраховки многие сервисы в заказ-нарядах (или иных документах) указывают, что длительность ремонта составит не более 45 дней.
45-дневный срок – это максимальное время для устранения неисправности, который может быть закреплен письменно с потребителем (ст. 20 ФЗ “ЗПП”). Увеличение данного срока дает основание для потребителя отказаться от договора купли-продажи, и потребовать замены товара либо его возврат.
Довольно часто случается, когда ремонтная организация не успевает в срок устранить имеющиеся неисправности и просит перезаключить соглашение о ремонте, мотивируя тем, что нет в наличии необходимых запасных частей (подвели поставщики, завод-изготовитель не отправил и иные причины). Подписывать соглашение или нет, решаете самостоятельно. Но стоит иметь в виду, что подписав соглашение, Вы лишаете себя права на отказ от договора купли-продажи, т.к. в суде будет предоставлено новое соглашение с Вами, соответственно, и новые сроки в нем. Если же не хотите расторгать договор и возвращать товар, то исходя из индивидуальных обстоятельств, можно пойти навстречу и изменить срок, но, повторюсь, в данном случае Вы лишаете себя на судебную защиту. Но принимать такое решение Вы должны сами. Я могу лишь рассказать о последствиях тех или иных Ваших действий. Если Вы, к примеру, решили не изменять срок, то у Вас возникает в дальнейшем право на расторжение договора купли-продажи, взыскание неустойки, морального вреда.
45-дневный срок начинается на следующий день, как только Вы сдали что-либо в ремонт. По готовности продавец Вас обязан известить либо по телефону, либо письменно. По истечение 45 календарных дней и уже на 46 день, Вы вправе изменить требование с безвозмездного устранения на расторжение договора купли-продажи либо обмен на аналогичный товар.
Невозможность использования товара в течение каждого гарантийного года в совокупности более, чем 30 дней, вследствие неоднократного устранения его различных неисправностей.
Можно смело сказать, что данное основание в моей практике встречалось крайне редко. Как правило, клиенты расторгали договора купли-продажи в случае наличия существенного недостатка либо нарушения сроков.
Однако такое основание законодательно закреплено и считаю необходимым его раскрыть. Самый доступный способом объяснения — это пример гарантийного ремонта (безвозмездного устранения) любого технически сложного товара. Если Вы периодически обращаетесь в службу гарантии или сервисную службу продавца/изготовителя, то Вам необходимо высчитать, сколько дней в году Ваш товар находится в ремонте. Если же срок ремонта в общей сложности составляет свыше 30 дней, то у вас есть право на расторжение договора купли-продажи. Здесь стоит отметить один момент, что гарантийный год и календарный год – это разные временные промежутки.
Календарный год, как мы все знаем, длится с 01 января по 31 декабря. Гарантийный год начинает исчисляться с момента продажи Вам, т.е. если Вы купили товар 10 сентября, то гарантийный год будет в период с 11 сентября по 10 сентября следующего года. Если в этот период Вы не могли использовать свой товар, так как он находился в ремонте свыше 30 дней, то Вы праве заявить требование о расторжении либо замене товара.
Станислав Войтович
Действующий член Ассоциации юристов России
Надеюсь, что данная статья была Вам полезна и интересна.
Если Вам нужна помощь позвоните по телефону 8-951-77-88-387 или заполните форму обратной связи на сайте.
Заполните форму ниже, после чего я свяжусь с вам в ближайшее время для консультации
© Станислав Войтович, 2024. Все права защищены
Заполните форму ниже, после чего я перезвоню вам в ближайшее время